Еще находясь в утробе матери, малыш хорошо слышит звуки. Именно по этой причине так важно начинать общаться с крохой в период беременности. После рождения самым первым словом в жизни маленького человечка становится крик, которым он обозначает потребность в тепле, еде и заботе. Постепенно родители начинают слышать забавное «агу», которое всего через несколько месяцев переходит в первый детский лепет. Это пора, когда ребенок начинает произносить первые слоги, совершая попытки произносить полноценные слова, например, «мама» или «папа». В 11-12 месяцев дети начинают разговаривать.
Памятка для родителей по развитию детской речи
Принято считать, что дети, которые начинают говорить раньше своих сверстников, быстрее и легче познают окружающий мир. Несмотря на то, что в медицине не выявлено ни одного случая, когда здоровый ребенок не заговорил, родителям необходимо прикладывать усилия и помогать крохе поскорее стать полноценным собеседником. На помощь мамам и папам в этом вопросе придут следующие полезные советы:
- проговаривайте вслух все свои действия в присутствии чада;
- контролируйте собственную речь, не допускайте использования слов-«паразитов» и нецензурной брани;
- старайтесь чаще менять интонацию своей речи, обращая внимание ребенка и вызывая его интерес к своим действиям и вопросам;
- используйте высокую интонацию (дети лучше реагируют на высокие и тонкие голоса);
- говорите четко, медленно и внятно, чтобы малыш мог разобрать и запомнить слова;
- не коверкайте слова, особенно если ребенку уже исполнилось более года;
- отключайте посторонние фоновые звуки во время общения с ребенком, так как те могут его отвлекать;
- активно развивайте мелкую моторику пальцев рук и ладоней (моторика напрямую связана с развитием речи).
Развитие речи на первом году жизни
Существует множество популярных методик раннего развития речи. Доказано, что их применение действительно дает хорошие результаты: малыш начинает рано говорить, быстро обогащает словарный запас и опережает своих сверстников по развитию. При этом ребенок может испытывать проблемы в социальной среде, быть замкнутым и малообщительным. Потому в попытках воспитать вундеркинда важно не переусердствовать. С самого рождения нужно говорить с крохой, но не стоит сразу после выписки начинать демонстрировать ему карточки со словами и буквами алфавита.
Если вас волнует вопрос, как быстрее развить речь у ребенка на первом году его жизни, рекомендуем использовать:
- подражание лепету малыша (повторяйте его агуканье и первые слоги, демонстрируйте заинтересованность в диалоге);
- комментирование всех своих действий (проговаривайте каждый свой шаг, регулярно повторяя популярные слова, которые будут откладываться в памяти ребенка в качестве пассивного словарного запаса);
- развитие мелкой моторики (перебирайте вместе бусинки, пуговицы и мелкие предметы, не забывая следить за тем, чтобы ребенок их не проглотил);
- пальчиковые игры (рисование пальчиковыми красками, лепка из пластилина и теста для лепки);
- пение детских песенок и колыбельных (музыкальные тексты быстро откладываются в памяти не только у взрослых, но и у детей).
Развиваем речь в возрасте трех лет
В период 2-3 лет большинство деток уже умеют говорить первые стандартные слова: мама, папа, дай, киса, пока, пить и т.д. Многие из них умеют составлять простые предложения и запоминают имена близких родственников. На этом этапе нужно не останавливаться на достигнутом, а продолжать занятия.
Мамам и папам следует набраться терпения, так как только регулярные занятия и спокойные нервы помогают получать отличные результаты. Возьмите за правило отводить на ежедневные занятия не менее 30 минут. Старайтесь концентрировать внимание малыша, вызывать у него интерес. В том случае, если ребенок переключается на другое дело и не хочет сегодня по каким-либо причинам заниматься с вами, не заставляйте его. В противном случае, можно полностью убить интерес к познанию.
Если вы хотите знать, как развить у ребенка трех лет речь, тогда полезные рекомендации вам в помощь:
- ежедневно напевайте детские песенки и читайте стишки с простой и понятной рифмой;
- используйте пальчиковые игры;
- выполняйте массаж пальчиков рук и ладоней;
- читайте днем и на ночь сказки, демонстрируя яркие интересные картинки крохе;
- продолжайте комментировать свои действия, не забывая о жестах и интонации;
- проводите артикулярную гимнастику, используя дудочку, свисток или губную гармошку;
- читайте стишки по ролям, самостоятельно начиная предложение и ожидая его продолжение от малыша;
- боритесь с ленью ребенка, если тот знает слово, но продолжает умалчивать его и использует только жесты.
Всегда проводите занятия в период активного бодрствования, и не заставляйте ребенка обучаться, когда он болеет, хочет есть или спать. При систематических занятиях годовалый малыш будет знать 10-15 слов, ребенок 2-х лет — 30-50 слов, трехлетнее чадо — более 100 слов. Если кроха отстает в развитии от сверстников, это далеко не всегда свидетельствует о проблемах с умственным развитием. Все дело в индивидуальности. Для собственного спокойствия в случае необходимости всегда можно посетить грамотного специалиста, который поможет вам и вашему чаду.