Музыка – это «гимнастика» для мозга. Такое суждение связано именно с научными исследованиями и с наблюдениями, которые показали успехи увлеченных детей в точных науках. Часто родители, заботящиеся и своем ребенке, отдают его в центр детского развития и записывают в кружок по пению, игре на гитаре, фортепьяно и на других инструментах. Это помогает в расширении кругозора и общении, большинство ребят весело и с пользой проводят время.
Почему так популярны музыкальные кружки? – такая увлеченность появляется не просто так: учитывая пользу музыки для развития, растущий организм ребенка может испытывать потребность в таких занятиях. Они благоприятно сказываются на состоянии нервной системы, способствуя правильному развитию головного мозга, особенно центров речи и чтения. Все это было доказано институтом изучения мозга и креативности Университета Южной Калифорнии США и опубликовано в отчетах от 2016 года.
Музыка и развитие мозга у детей
Как показывают наблюдения, у музыкантов лучше развито межполушарное взаимодействие – а это полезные нейронные связи, формирование которых без музыки осуществляется дольше. Это означает, что мозг по такому принципу развивается быстрее, он лучше обрабатывает информацию, для которой требуется действие нескольких зон коры в правом и левом полушарии. Проще говоря: это сообразительность, мышление, восприятие слуховой информации и скорость письма (например: поддиктовка, запись лекций, написание сочинений).
Рассмотрим положительное влияние музыки на развитие ребенка:
- Память – во время занятий нужно запоминать, слова песен или ноты, в этом сложном процессе задействованы как слуховые, так и зрительные центры. Постепенно память тренируется, что важно для правильного развития.
- Мышление – также развивается у детей, занимающихся на кружках или с репетиторами. Наблюдения показывают, что людям, увлеченным музыкой, лучше дается решение математических задач и уравнений.
- Слух – также тренируется, ведь он требуется для пения и игры на инструментах. Постепенно он становится более «тонким» и чувствительным, что помогает ориентироваться в сложных ситуациях.
- Речь – формируется быстрее у ребенка, который занимается музыкой. Сегодня научно доказано, что для лечения заикания назначаются уроки пения, которые при постоянном посещении создают благоприятные условия для разрешения логоневрозов.
Иногда занятия назначают детям, отстающим в развитии – если отсутствует органическое поражение мозга или наследственные заболевания, такие тренинги непременно принесут результат. На уроках можно узнать много нового, пообщаться с другими детьми и весело провести время. При разучивании нот и игре задействуются разные отделы полушарий, что стимулирует развитие и ребенок догоняет своих сверстников, нередко показывая более высокие результаты в учебе.
Музыка и обучение
В сравнении с людьми, не занимающихся музыкой, среди студентов ВУЗов много кандидатов, которые в прошлом долго посещали такие школы. Как показывает практика, им лучше даются точные науки, они отлично запоминают и материал гуманитарных дисциплин, задают вопросы на логику. Часто преподавателям приходится писать научные диссертации именно с учениками, которые занимаются или когда-то играли на инструментах.
Здесь важно задать «хороший старт», начав работать с репетитором или посещать музыкальные кружки с раннего возраста, когда мозг только начинает развиваться. У подростков редко неожиданно проявляется интерес, что вполне объясняется с точки зрения физиологии.