Детские стрессы: признаки, причины, что предпринять

Детские стрессы: признаки, причины, что предпринять

Казалось бы, детство – самое беззаботное, радостное время для детей. Однако даже в этот период ребенок может быть подвержен стрессовым ситуациям, которых в детской жизни немало. Родители должны уметь понимать, когда их чадо просто капризничает, а когда его поведение обусловлено воздействием на него стресс-факторов.

Раннее детство.

Ранее детство перенасыщено ситуациями, вызывающими детский стресс: болезни, режущиеся зубки, расставание с мамой (пусть и краткосрочное), первые визиты к врачам, контакты с незнакомцами, повышенное внимание от посторонних взрослых, оформление и посещение детского сада, смена климата при поездках на отдых и т.п. Это объясняется тем, что практически любая ситуация для малыша случается в его жизни впервые и нужно определенное время для ее принятия, осмысливания и адаптации.

Признаки стрессовой перенагрузки:

  • повышенная возбудимость с гиперактивностью;
  • нарушение сна (беспокойство или необоснованные ранние пробуждения);
  • плохой аппетит или его полное отсутствие;
  • плаксивость, капризы;
  • тики, навязчивые мимические жесты или издаваемые звуки;
  • необъяснимая агрессия.

Действия родителей:

  • более частое совместное времяпрепровождение;
  • контроль режима бодрствования и сна (достаточный и полноценный сон);
  • создание ощущение безопасности от присутствия взрослых (держать за руку, чаще обнимать и т.п.);
  • организация спокойных и творческих игр (рисование, лепка, настольные игры);
  • предварительная подготовка к грандиозным событиям (детский сад, знакомства с новыми взрослыми и детьми).

Младший школьный возраст.

В период, когда ребенок начал обучение, стресс у него вызывается адаптацией к новому образу жизни, новым режимом, а также переменами в привычном ходе вещей. Школа кардинально меняет жизненный уклад детей: режим становится более жестким, образуются масса новых обязанностей и ответственности, появляется ощущение новой, взрослой жизни. Обучаясь анализировать вокруг происходящее, у детей появляются первые страхи, чувства удовлетворения от успехов. Это все формирует серьезную стрессовую обстановку для детей.

Признаки стрессовой перенагрузки:

  • ухудшение памяти;
  • повышенная утомляемость;
  • резкая смена настроения;
  • нарушение концентрации внимания;
  • нарушение сна;
  • замкнутость и необщительность;
  • возможное появление заикания, вредных привычек (обгрызание ногтей, ковыряние в носу, закусывание губ);
  • повышенная возбудимость, раздражительность.

Действия родителей:

  • помощь в перестройке под школьный распорядок дня, нормализация режимов бодрствования и сна;
  • комфортный контрастный душ перед сном (помогает снять перенапряжение);
  • полноценное питание, возможен прием мультивитаминных препаратов по назначению врача;
  • частое совместное времяпрепровождение: прогулки, игры, просто беседы по душам;
  • никогда не отмахиваться от жалоб ребенка словами: «да разве это проблема?» или «не обращай внимания, скоро само все пройдет»;
  • совместные физические нагрузки в виде: лыж, плавания, футбола, катания на велосипедах, танцев и т.п. – приоритет отдавать предпочтениям детей.

Послесловие: целиком оградить ребенка от стрессовых ситуаций невозможно. Но помочь детям более естественно и легко адаптироваться к взрослой жизни – это вполне под силу любым родителям. Главное, быть внимательными к своим детям и их потребностям.