Как воспитывали детей на Руси

Как воспитывали детей на Руси

Сегодня о существовании многочисленных воспитательных методиках известно не только специалистам. Родители, желая приобщиться к самым передовым воспитательным технологиям, выбирают, куда определить своего чада: в детский сад Монтессори или в Вальдорфскую школу, придерживаться в воспитании метода Зайцева либо Щетинина. И непонятно им, современным родителям, что было время, когда о великих Ушинском и Споке и их воспитательных воззрениях совсем ничего не было известно, а дети рождались всегда, росли, воспитывались и становились по большей части достойными людьми. Так как же обходились собственными силами наши предки в деле воспитания?

«Дети — благодать божья»

В те далёкие времена так же, как и сегодня, подготовка к родам начиналась заблаговременно. Разумеется, будущие мамы не прочитывали многие тома специальной литературы, не ходили на курсы по оптимальной организации режима дня беременной. Подготовка состояла в усвоении знаний, ритуалов в помощь молодой женщине во время родов. Старинные нашёптывания, которым обучали повитухи будущих мам, давали им позитивный настрой, надежду на благоприятное разрешение в родах и благотворно действовали на ребёнка. «Жду тебя, мой свет, как земля зари!» — приговаривали женщины в ожидании ребёнка.

Родившемуся младенцу пуповину перерезали после восхода солнца, этот обряд должен был предопределить ему долгую жизнь. А от груди кроху отлучали одномоментно, не растягивая процесса на несколько дней. Тогда же перед ребёнком клали различные обиходные вещи — нож, монетку, ложку, ломоть хлеба — и глядели, что привлечёт малыша. Таким способом пытались угадать будущее ребёнка.

К воспитанию дочерей и сыновей подходили неодинаково. Сыновей растили как будущих заступников, воинов, кормильцев, дочерей — как будущих матерей, жён, хозяек дома . Одежду детям шили только из родительского одеяния: сыну из отцовой рубахи, дочери — из материной, так как, по мнению наших предков, такая одежда была наделена обереговой силой родителей.

«Дочь — чужое сокровище. Холь да корми, учи да стереги, да в люди отдай»

С малых лет девочкам плели косу, состоящую из трёх частей, символизирующих триединство природных сил — мира Яви, мира Нави и мира Прави. По поверьям наших предков, через косу, свисающую вдоль позвоночника, животворные силы Космоса входили в тело, укрепляя его, пополняя Дух и Душу девушки мощью предстоящего материнства. При выдаче девушки замуж выполнялся обряд, сопровождающийся расплетанием косы, и волосы теперь плели в две косы, что символизировало разделение получаемых девушкой сил Вселенной на неё саму и на будущего ребёнка.

На Руси девочки из княжеских родов обучались азам наук — арифметики, геометрии, астрономии, медицины, а также языкам сопредельных народов, что они, став матерями, передавали своим детям. Ну а девочки из обычных семей обучались всему, что должно было им пригодиться в дальнейшей жизни — «ремёслам, пению, шитью и другим полезным навыкам».

«Первый сын богу, второй царю, третий себе на пропитание»

Издавна на Руси жили родовыми кланами, строго соблюдая подчинённость младших старшим. Во главе семьи находился отец, который обязан был держать семью в повиновении, время от времени «воспитывая» (применяя порку) домочадцев. Дети должны были принимать наставления с благодарностью, ни в коем случае не прекословя.

К сыну, как к взрослому мужчине, начинали относиться в семье только с появлением бороды. При всём том особой гордостью князя-отца был обряд, который совершали довольно рано, по исполнении ребёнку двух—трёх лет. Считалось, что по реакции ребёнка, первый раз севшего в седло, можно понять, будет ли он храбрым воином и надёжным защитником своей земли. В 12 лет мальчикам княжеского рода вручали по два меча, и начиналось активное обучение их военной науке.

Грамотный человек на Руси пользовался авторитетом, поэтому детей старались обучить чтению и письму. Если родители понимали, что полноценно обучить сами они ребёнка не смогут, мальчика отдавали в учение настоящему «грамотею», владеющему книжной грамотой. Это было своего рода «высшее образование».

«Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало»

Игрушки детям необходимы были во все времена для правильного развития, для овладения элементарными навыками, необходимыми в дальнейшей жизни. Делали их наши предки из дерева, кости, глины, соломы и прочих, как сегодня их называют, экологичных материалов. При этом мальчикам делали деревянные мечи, луки со стрелами из древесины орешника, дуба, выделывали из дерева и кости, ваяли из глины фигурки диких животных.

Девочкам для игры вырезали фигурки кукол, домашних птиц и животных, домашнюю утварь, помогая через игру осваивать навыки, необходимые для будущей матери, жены, хозяйки дома.

«Детушек воспитать — не курочек пересчитать (перещипать)», — говорили на Руси и к делу воспитания относились весьма серьёзно, ибо понимали, что как воспитаешь ребёнка, так и проживёшь в старости.